Вход на сайт

Контакты

+7 (916) 621 0755

Заказ фотосъёмки по Skype Skype Me™!

Студия находится в Строгино, почти равноудалённо от метро Щукинская, Строгино, Мякинино. Посмотреть на карте.

Метро на Яндекс.Картах От ст. "Лубянка" до ст. "Строгино" около 37 минут

Кто на сайте

Сейчас 109 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

ñÎÄÅËÓ ÃÉÔÉÒÏ×ÁÎÉÑ 

Оптический спецназ или по работе и техника

Фотомагазин 7-8 2000. А.Шеклеин

У профессионалов существует бесспорно верная, но весьма обременительная в денежном отношении поговорка: "По работе и техника". То есть любую съёмку лучше выполнять наиболее подходящим оборудованием независимо от его цены. Иногда - из соображения простого удобства, но чаще - из жёстких требований конкурентной борьбы. Специальная аппаратура как минимум позволяет получить наилучший результат много быстрее и проще, а как максимум обеспечить качество настолько высокое или своеобразное, какого невозможно достичь с другой, более обычной техникой.

Объективы малознакомые, но незаменимые

В этой статье мы расскажем о нескольких типах специфических сменных объективов, применяемых почти целиком с однообъективными зеркальными камерами. Возможности этих объективов позволяют получить изобразительные решения, которые представляют интерес не только для профессионалов.  А для некоторых видов съемок подобная оптика просто незаменима, например, для исправления перспективных искажений при фотографировании архитектуры и интерьеров или для получения "мягкого", не требующего ретуши или компьютерной обработки художественного портрета "на пленэре". Специальная оптика открывает для фотографа новые горизонты, и читатели должны знать о ее возможностях и достоинствах, которые могут пригодиться сейчас или в будущем. 

1. Noct, или Объективы предельной светосилы

Светосила объектива, казалось бы, потеряла в наши дни свое первостепенное значение. Ведь современные суперавтоматизированные электронные вспышки получили столь широкое распространение, что профессиональная камера без них просто не мыслится. Вспышка сняла все проблемы экспозиции, и фотограф с комфортом способен сделать самый сложный репортажный снимок в самых неблагоприятных условиях имеющегося освещения, а подчас и вообще без него. Однако вспышка не всемогуща, и ее ограниченность хорошо осознают мастера художественной фотографии или участники съемок в экстремальных ситуациях. Вряд ли фотографу позволят работать со вспышкой в музейном зале или в окопах очередной "горячей точки" планеты, да и сам фотограф не воспользуется вспышкой, чтобы передать весь колорит существующего освещения Божьего храма, интимного полусумрака вечеринки при свечах или контрастных световых пятен театральной постановки. Длительные выдержки часто неприемлемы, а использование штатива нежелательно, ведь в любом случае он резко снижает оперативность. И приходится фотографу вновь вспоминать классическую погоню за сверхчувствительными пленками и сверхсветосильными объективами - единственными решениями полувековой давности. О пленках говорить не будем, они стали чувствительнее довоенных более чем в сотню раз, и к этой сотне еще раз десять-двадцать может добавить современная, особо светосильная оптика.

Из теории известно, что светосила объектива, строящего "правильное" изображение, не может быть больше 1 /0,5, иначе яркость даваемого им изображения должна превзойти яркость объекта, а это противоречит самым фундаментальным законам физики. Фотографы давно уже располагают превосходными по качеству объективами со светосилой 1/1,4 а при необходимости могут приобрести еще более соблазнительные варианты 1/1,2 и даже 1/1,0. Нужно сказать, что в этом приближающемся к предельному диапазоне каждый следующий даже кажущийся небольшим шажок конструктивно и технологически дается очень высокой ценой. Главные проблемы - устранение сферической аберрации и кривизны поля изображения которые становятся особенно вредоносными  на близких дистанциях фокусировки.

Борются с ними применением специальных сортов оптического стекла с высоким коэффициентом преломления и индивидуальной (еще недавно полностью ручной) шлифовкой сложных асферических поверхностей плавающими оптическими элементами, а также особенно тщательной сборкой, с допусками в несколько раз меньше обычных. Поэтому не следует удивляться, что казалось бы незначительное увеличение светосилы удваивает цену объектива, хотя конечно, здесь играют определенную роль и престижные соображения. Добиться рекордов конструкторы стремятся в первую очередь для объективов стандартного или близкого к нему фокусного расстояния - на обычной пленке это 50 85 и 35 мм. Ведь у профессионалов до сир пор считается что именно стандартный объектив является наиболее универсальным, недаром великий маэстро Картье Брессон ограничивался обычной Лейкой с одним-единственным объективом.  Именно в группе стандартных фотограф найдет 1/1,2 и 1/1, последние - явная гордость и мерило технического превосходства их творцов.

Однако если вам действительно понадобится подобное создание не упускайте из виду одно обстоятельство ведущие фирмы имеют в своем ассортименте по сути дела два варианта таких монстров.  Первый (1/1,2 даже в асферическом исполнении) - лишь незначительная скорее рекламная модификация отлаженной серии 1/1,4 с качеством изображения явно не лучше, а подчас и заметно хуже, чем у упомянутой отлаженной серии. Второй - образец предельных для современной техники параметров со специальным расчетом на почти постоянную работу при полном относительном отверстии. Это оптика профессионалов, без которой они обойтись не могут, но на компромисс в качестве также идти не согласны. Ее заоблачная цена (один объектив сравним с новой камерой) не позволяет обычно любителям баловаться такими "игрушками", но, кроме качества изображения, не следует забывать и о качестве изготовления, соотносящего подобный объектив с обычным примерно так же, как соотносятся спортивный Ягуар с массовым Фиатом. Естественно, никаких пластмасс в оправе или композитных асферических "наклеек" на линзах, сверхточные безлюфтовые подвижки, лазерная шлифовка уникальных асферических поверхностей И если вы приобрели такой объектив в молодые годы, даже ваши внуки сделают им ваш портрет так что каждый волосок будет виден. Наконец еще раз подчеркнем, что такая оптика - предмет не только вашей гордости но и гордости фирмы-создателя, которая выпуском таких изделий (почти штучными партиями) демонстрирует конкурентам всю мощь своей научной, конструкторской, технологической и производственной базы.

Владельцам Кэнонов эта фирма предлагает, пожалуй, самый нашумевший объектив этой группы Canon EF 50 мм f/1,О L USM.  Этот самый светосильный в мире объектив для зеркалок был выпущен десять лет назад и сразу в автофокусном варианте 11 линз большого диаметра (две из которых полированные асферические) и массивная оправа заметно утяжеляют (без малого 1 кг.) и удорожают (в США более $2000) этого рекордсмена При этом создателям удалось сохранить достаточно приемлемую минимальную дистанцию фокусировки (60 см.) за счет "плавающих" оптических элементов. Вновь рассчитанное многослойное просветление сохраняет превосходную цветопередачу, обязательную для профессиональных объективов серии L. Этот объектив уступает прекрасно зарекомендовавшим себя "полтинникам” 1/1,4, особенно по краям поля (это подтверждается, в частности и приводимыми самим производителем графиками функции передачи модуляции), но двукратный выигрыш в такой светосиле вряд ли можно было получить без потерь.

У Никона целых два сверхсветосильных стандартных объектива, и оба неавтофокусные.  Это Nikkor 50 мм f/1,2 и Noct Nikkor 58 мм. f/1,2, оба семилинзовые, с фокусировкой от 50 см. Во втором, сугубо профессиональном, за счет применения асферики удалось полностью устранить кому для четырех значений диафрагмы. Название Noct как бы подчеркивает основное назначение - съемку ночных сюжетов и репортаж в полумраке. Прекрасно воспроизводятся яркие детали на темном фоне, объектив хорошо "держит контраст" в условиях максимального перепада яркостей.

Еще один Noct выпускается для дальномерной Лейки. Это Noctilux-M 50 мм f/1,0 - высококачественный объектив рекордной светосилы и цены ($2900), однако наводка на резкость возможна лишь с 1 м. В состязании возможностей не отстал и Контакс, вечный соперник Лейки. К столетию выпуска знаменитого Планара (1996) и в честь его создателя - доктора Пауля Рудольфа был сделан юбилейный вариант для зеркальных Контаксов Carl Zeiss Planar Т* 55 мм f/1,2. Очень незначительная партия сразу сделала его предметом вожделения коллекционеров, а оптические характеристики еще раз подтвердили удачность оптической схемы. При фокусировке от 0,6 м этот восьмилинзовый объектив с плавающими элементами обладает превосходной плоскостностью поля и практически полным исправлением сферической аберрации.

Если для стандартного фокусного расстояния рекордной стала светосила 1/1,2 и 1/1,0, то для других фокусов она поменьше. Однако портретники 85 мм f/1,4 и широкоугольники 35 мм f/1 4 и даже 28 мм f/1,4 предлагаются несколькими крупными производителями, а такое значение для указанных фокусных расстояний - достижение огромное, вполне достойное для причисления соответствующих изделий к лику профессиональных. В более длиннофокусном диапазоне светосила 1,2 для 200 мм или 1:4 для 500-600 мм играет ту же роль, при этом к обозначениям обычно добавляется приставка АРО, свидетельствующая о почти идеальном цветовоспроизведении, которое не могли обеспечить прежние оптические схемы. Как бы то ни было, предельная светосила определённо является критерием профессионального качества оптики, и её использование является не только приятной работой с высококачественной техникой, но и достаточно престижной черточкой, способной согреть душу истинного профессионала. И если у вас есть на это деньги, стоит ли их складывать в чулок?

2. Soft, или Портретные объективы с "мягким" изображением

Если спросить фотолюбителя, какой объектив он хочет иметь, в большинстве случаев ответ будет вполне определенным - "самый резкий". И лишь с опытом приходит понимание того, что не в одной резкости счастье. В первую очередь это счастье становится очередной помехой в портретной съёмке, когда заказчик отнюдь не придет в восторг от графической четкости своих морщин и волосков, торчащих из носа и ушей. Кроме излишней резкости многие объективы страдают и огрублением полутонов, передача которых приобретает неприятный в художественной фотографии плакатный характер. Это обстоятельство сказывается на больших выставочных увеличениях, выявляясь особенно с 30x40 см.

Казалось бы, из слишком резкого сделать нерезкое достаточно просто, не то что наоборот. Однако нерезкость нерезкости рознь. Результат окажется неприемлемым, если вы попробуете получить нерезкость за счет неточной фокусировки изображения при съемке или при печати. Для "художественного" впечатления нужна нерезкость особенная, которая и прозвана фотографами мягкостью. Это вполне резкий контур, на который накладывается дополнительная "размытость", придающая этому контуру что-то вроде пространственной протяжённости, передаваемой иной тональностью. Инструментами создания такого рисунка могут быть специальные подобные фильтрам насадки вроде линз Softar, выпускаемых фирмой Carl Zeiss. Их удобство в том, что насадки можно использовать с обычными объективами, регулируя эффект выбором самой насадки, которые выпускаются, так сказать, разной силы, причем для наибольшего действия их можно соединять попарно. Несмотря на кажущуюся простоту, смягчающие насадки недешевы и приближаются по цене к стоимости массового стандартного объектива (Softar стоит около $60). Однако более универсальными будут специальные "мягкорисующие" объективы, в которых в той или иной степени оставлена сферическая аберрация. Её наличие и создает желаемый эффект, напоминающий особую прелесть снимков, сделанных одной линзой - моноклем. Так как Soft действительно применяется в первую очередь для портретов, они имеют обычно соответствующее "портретное" фокусное расстояние, не менее 85 мм. Лучшие из них позволяют специальным кольцом регулировать степень мягкости, причем в нулевом положении эффект отсутствует и объектив работает безукоризненно резко. Мягкость зависит также от рабочей диафрагмы, что позволяет дополнительно влиять на желаемый результат. Наибольший выбор Soft'oB у фирмы Pentax - два малоформатных (фокусное расстояние 85 и 28 мм - последний очень хорош для съёмки натюрмортов) и один - для широкой камеры Pentax 67 с фокусным расстоянием 120 мм и светосилой 1:3,5. Последний - редкое явление даже в профессиональной оптике, так как большинство специальных объективов выпускаются лишь для 35-мм камер.

Как обычно, высококачественный, причем автофокусный вариант Soft-объектива предлагает Canon. Это Canon EF 135 мм f/2,8 Softfocus. Сферическая аберрация вносится подвижкой внутренней оптической группы, содержащей прессованную, полностью стеклянную асферическую линзу, являющуюся как бы генератором точно дозированной аберрации. Предусмотрены два положения мягкости, причем её внесение не мешает точной автофокусировке. В неавтофокусном варианте фирма выпускала объектив FD 85 мм f/2,8, который вполне оправдывал себя на камерах прежних серий. Были попытки выпустить мягкорисующий объектив с переменным фокусным расстоянием (Tamron SP 70-150 мм f/2,8 Soft), однако эта идея развития пока не получила.

Несколько в стороне от классических Soft'oB находятся объективы Nikon, получившие название "управляющих дефокусировкой" (DC - defocus image control). Два таких автофокусных объектива (AF DC Nikkor 105 мм f/2 D и AF DC Nikkor 135 мм f/2 D) не вносят в изображение сферическую аберрацию, но за счёт некоего внутреннего механизма позволяют смягчать по выбору фотографа задний или передний план. При этом в плоскости точной наводки резкость будет оставаться безукоризненной или же ее можно несколько смягчить, но в зрительно меньшей степени, чем с настоящими мягкорисующими объективами. Как бы то ни было, это ещё одна возможность воздействия на изображение, а в искусстве, как известно, все возможности хороши.

Мягкорисующие объективы не новинка - они появились, наверное, в первое десятилетие после рождения фотографии. Естественно, в те годы и еще долгое время они предназначались для пластиночных камер, а некоторыми художественными школами, особенно в начале почти прошлого, но столь родного нам века просто обожествлялись, и их применение доводилось почти до абсурда.  В подражание живописи фотография заменялась малоузнаваемым набором пятен, где не только выражение лица, но даже нос модели приходилось не рассматривать, а угадывать. Но это, конечно, крайности, и не они определяли триумфальный успех мягкорисующей оптики в практике павильонных или ландшафтных съемок старых мастеров фотографии. И если мягкость некоторых объективов столетней давности вызывалась тривиальным несовершенством их конструкции, в 20 х годах настоящие объективы рассчитывались вполне сознательно Такие создания, как портретник Буш-Першайд , не зря получили мировую известность и успешно работают до наших дней, не спеша перейти в разряд  музейных экспонатов.

После этой краткой исторической справки читатель поймет, что относить Soft-объективы к разряду исключительно профессиональных было бы неправильно. Несмотря на их высокую цену такие объективы представляют значительный интерес для опытных любителей, не говоря уже о фотографах, специализирующихся на съемке людей. В хорошем портрете заинтересованы и заказчики и исполнители, поэтому объектив можно рассматривать как один из важных технических элементов этого жанра. Причем не только этого.

3. Макрообъективы, или Слон из мухи

Объективы этой группы предназначены для съемки различных предметов или их фрагментов крупным и очень крупным планом, вплоть до масштаба 1:1, когда 1 мм/ на объекте соответствует 1 мм. на фотопленке, и даже с увеличением (принято считать, что макрофотосъемка простирается примерно до пятикратного увеличения после чего начинается уже микрофотография) Естественно, что общее увеличение объекта съемки, получающееся после фотопечати или при проекции слайда, составляет гораздо более значительные величины.

Обычно фокусное расстояние макрообъективов близко к стандартному, однако при съемке небольших объектов с предельно малых дистанций возможны заметные перспективные искажения. Кроме того, угрожающе нависшая линза может просто вспугнуть объект, если речь идет о, например, насекомом. Длиннофокусный макрообъектив 90-100 и тем более 200 мм. избавит от этой неприятности, позволяя сохранить дистанцию в 40-50 см. и больше.

Тема макрофотосъемки вообще и макрообъективов в частности уже освещалась в ФМ № 3'99 (статья 'Close-Up, или Копейка величиной в кадр'), но не поговорить о ней в данном материале просто невозможно.

Объективы Macro выпускаются для всех зеркалок (кроме разве что, Зенита - великолепная Волна-9, оказывается, 'не пользовалась спросом ) и имеются как в автофокусном, так и в ручном (по фокусировке) исполнении. Их делают и независимые (от основных производителей камер) фирмы - Tamron, Sigma, Tokma, Soligor. Часто они имеют конструктивную (то есть неотъемлемую) бленду, когда передняя линза далеко углублена в оправу В других случаях бленда входит в комплект, так как макросъемка требует особенно тщательного предотвращения рефлексов Большинство моделей "раскручивается" до съемки в половинном масштабе (1 2 или двукратное уменьшение), но в комплект часто включается удлинительное кольцо, конвертер или насадочная линза, расширяющие диапазон до съемки в натуральную величину. Работу в макродиапазоне ускоряет дополнительная шкала масштабов, часто имеющаяся на таких объективах.

Для наглядности представим, к примеру линейку объективов Nikon. Три автофокусные модели (AF Micro-Nikkor 60 мм f/2,8 D, AF Micro-Nikkor 105 mm f/2,8 D, AF Micro-Nikkor 200 mm f/4 D), как обычно, совместимы со всеми камерами Никон, как автофокусными, так и неавтофокусными. Максимальный масштаб у всех моделей 1:1, то есть возможна съемка в натуральную величину. Время автофокусировки (и без того небольшое) может быть дополнительно сокращено предварительной установкой ее пределов. Эта троица дополняется тремя неавтофокусными объективами (Micro-Nikkor 55 мм f/2,8,105 мм f/2,8, 200 мм f/4), охватывающими масштаб 1:1 только с дополнительными индивидуальными удлинительными кольцами (соответственно РК-13, PN-11 и телеконвертер ТС 301, который удваивает фокусное расстояние объектива) Наконец, вы найдете у фирмы три почти уникальных специальных объектива с макровозможностями. Это настоящий автофокусный зум AF Zoom Micro-Nikkor 70-80 мм f/4,5-5,6 D ED, объектив для научных работ UV Micro 105 мм f/4,5 и объектив с исправлением перспективы PC Micro-Nikkor 85 мм f/2,8.

О зуме нужно сказать особо. Это единственный в мире автофокусный объектив для макросъемки. Минимальная дистанция фокусировки обеспечивает масштаб 3:4, а при использовании насадочной линзы N6T при фокусном расстоянии 180 мм возможна съемка в масштабе 1:1. Эффективное значение диафрагмы не меняется с изменением фокусного расстояния, а ее круглая форма придает находящимся не в фокусе объектам более естественный вид. Одна из линз сделана из стекла со сверхнизкой дисперсией (ED), за счет чего достигаются максимальная резкость и контраст изображения.

Обычные Macro, как уже говорилось, работают (и хорошо работают!) на всех дистанциях от минимальной до бесконечности. Однако при настоящей макросъемке бесконечность совершенно не нужна, важнее бывает возможность без дополнительных приспособлений снимать с некоторым увеличением. Именно для таких съемок совсем недавно Canon выпустил уникальный неавтофокусный объектив Canon MP-E 65 мм f/2,8 1-5x, рассчитанный на прямую съемку камерами EOS в масштабах от натурального до пятикратного увеличения (1 1-51). При этом сохраняется автоматика работы диафрагмы, а на камерах EOS-1 N и EOS-1 V может использоваться экспозиционная автоматика.

Своего рода паллиативным решением при макросъемке можно считать удлиняющие (обычно вдвое) фокусное расстояние макроконвертеры, оптические "вставки" между объективом и корпусом камеры с большим ходом кольца дистанций. Они удобны своей универсальностью, так как пригодны для разных объективов этой камеры, превращая в "макро" любой из них.  Но они, увы, не обеспечивают столь высокого, как у истинных Macro, качества изображения, ведь основной объектив остается не рассчитанным на съемку с коротких дистанций. Еще одним своеобразным, но очень высококачественным приемом макросъемок, особенно с большими увеличениями (до десятикратных, масштаб 1СМ), является использование удлинительного меха со специальными простыми по конструкции оправы объективами, которые пригодны только для работы с мехом, их нельзя установить непосредственно на камеру.  Макрообъективы выпускаются не только для малоформатных зеркалок, они имеются во всех линейках серьезной оптики для среднего формата. У Броники и Пентакса, например, такие объективы выпускаются для камер всех форматов, Хассельблад же пошел по более легкому пути, предлагая для многих объективов хорошо корригированные насадочные линзы Проксар, которые можно комбинировать друг с другом.

Иными словами, макрообъективы рассматриваются как обязательные инструменты профессиональной фотографии, позволяющие обеспечить удобную и качественную съемку множества интересных или коммерчески заказанных сюжетов.

Приобретая макрооптику, следует различать ее истинных представителей от частых "самозванцев", у которых главным образом в рекламных целях реализуется одно (редко два) положение, позволяющее сделать снимок в более крупном масштабе, чем обычно грешат этим чаще всего любительские зумы, где под громким названием Macro скрывается лишь один фиксированный масштаб (весьма далекий от натуральной величины) при достаточно посредственном качестве изображения. Достигается такой эффект обычно "зашкальным" сдвигом подвижных компонент объектива, которые и в нормальном-то диапазоне часто работают на пределе допусков оптического качества. Такие изделия бывают подчас удобны для неожиданной и редкой любительской макросъемки, но никак не заменяют настоящего Macro с его полноценным качеством и непрерывным изменением масштабов.

4. UV, или Объективы для невидимых лучей

Зтот раздел вынужденно выглядит самым коротким, так как входящая в него оптика настолько специфична, что ее следует искать в не общих каталогах и не на прилавках фотомагазинов, а среди высококлассного научного оптического оборудования Речь идет об объективах, позволяющих получать изображение в невидимых глазу ультрафиолетовых (УФ) и инфракрасных (ИК) лучах, а также об оптике, предназначенной для медицинских, криминалистических, искусствоведческих применений. Тем не менее крупные производители предлагают подобную оптику для своих камер, небезосновательно считая, что профессиональное оборудование находит применение и в чисто научных прикладных работах.

Начнем с пропускающего ультрафиолет объектива UV Micro-Nikkor 105 мм f/4,5. Быть прозрачным для УФ-лучей особая трудность для создателей. Ведь все стекла, в том числе и оптические, в лучшем случае пропускают небольшую область с длиной волны около 400 нм, которая находится на границе с фиолетовыми лучами. Для обычной фотографии, особенно цветной, даже эта область является вредной, так как она вызывает появление на снимках нежелательного синего оттенка. Поэтому в обычных объективах с ультрафиолетом всячески борются, применяя в случае необходимости (например, при съемке в горах или на море) дополнительные УФ-фильтры. При создании пропускающих УФ-лучи объективов, наоборот, приходится выбирать оптические материалы, прозрачные для этого излучения. Увы, их немного и они очень дороги. Линзы такого объектива делаются из кварца, флуорита и подобного им экзотического сырья, оптический расчет ведется на наилучшую работу именно в коротковолновых лучах. UV Nikkor прозрачен, например, от длин волны в 200 нм. и чтобы "срезать" видимый свет, при работе в ультрафиолете необходимы специальные фильтры. Если же нужно получить изображение в видимом свете, приходится отрезать УФ, например, известными фильтрами L 37C или L 39. Подобный же UV-объектив для широкопленочной фотографии выпускался фирмой Carl Zeiss для Хассельблада.

С инфракрасными лучами проще их пропускают все обычные объективы, но для получения изображения нужны специальные инфракрасные плёнки. ИК-изображение фокусируется не в той плоскости, где видимое, поэтому на многих объективах имеется специальный дополнительный индекс для съёмки в ИК-лучах. Не следует забывать: чтобы получить изображение только в невидимых ИК-лучах, видимую область спектра также приходится отрезать специальными ИК-фильтрами, на вид тёмнокрасными или вообще непрозрачными ("чёрными").

Для прикладной фотографии часто важна высококачественная цветокоррекция во всём спектральном диапазоне от ближнего ультрафиолета до ИК-лучей (длины волн от 400 до 1000 нм). Это необходимо и для качественной цветной репродукции, и для спектрозональных съёмок. Расчёт таких объективов - они называются суперахроматами - дело сложное и их выбор невелик. Один из них - Zeiss Sonnar CF Superachromat (Sa) 250 мм f/5,6 для камер Хассельблад.

Ещё один пример специального объектива для общераспространённой фотографической системы - Nikkor Medical 120 мм f/4. Это целый комплекс из объектива и неразрывно связанной с ним бестеневой кольцевой вспышки, рассчитанный только на макросъёмку в интервале от 1,6 до 0,26 м в масштабах от 1:11 до 1:1. С дополнительной насадочной линзой масштабы возрастают от 1:0,8 до 2:1. Хотя объектив называется медицинским, он очень удобен во всех серийных макросъёмках, включая рекламную фотографию, филателистическую и нумизматическую съёмку, подготовку каталогов ювелирных изделий и т.п. Это девятилинзовая конструкция с автоматической диафрагмой, автономным питанием вспышки и возможностью впечатывания на снимке реального масштаба съёмки. Впрочем, не в соответствии со своим названием, это просто хороший макрообъектив без возможности наводки на бесконечность и место ему скорее в разделе Macro, чем здесь.

5. Tilt-Shift, или Объективы, родившиеся из студийной камеры

Как ни печально, поступь прогресса несёт с собой не только находки, но и потери. Переход от пластинок к малоформатной фотографии, казалось бы, являлся чистым благом - и лёгкость, и портативность, и быстрота, и многокадровость. Однако пропала неторопливая вдумчивость композиции под чёрным покрывалом на матовом стекле какой-нибудь сделанной из махагонового дерева цейсс-иконовской "Тропики" (о последней настоятельно рекомендуем прочитать в рубрике "Ретро" в конце номера, который вы держите в руках), исчезли неразрывно связанные с нею двойные или тройные растяжения меха и всевозможные перемещения объектива, а иногда и кассетной части. Все эти перемещения, называемые общим словом "подвижки", были отнюдь не роскошью, но имели огромный практический смысл, настолько большой, что и сейчас многие профессиональные съёмки без них просто невозможны. Наряду с большим форматом это одна из главных причин выживания нынешних студийных камер, всех этих Синаров, Лингофов и Тойо-вью, цены на которые в комплекте с оптикой и парой дюжин дополнительных аксессуаров зашкаливают за цену классного гоночного автомобиля.

Что же такое подвижки и что, хотя бы в общих чертах, они дают? Они делятся на сдвиги (shift) - перемещения объективной или кассетной части вверх и вниз, наклоны (tilt) - их повороты вокруг горизонтальных осей (к земле, к небу) и, наконец, вращения (swing) - повороты вокруг вертикальных осей (вправо, влево). Всего таких степеней свободы можно насчитать 18, и все они реализуются в тех монорельсовых камерах, которыми работают профессионалы в студии рекламной или портретной фотографии или "на пленэре" в архитектурной съёмке.

Грамотное использование подвижек поодиночке и в совокупности позволяет исправлять "падающие здания", перемещать сюжет в разные части плоскости изображения, управлять зоной резко изображаемого пространства при неизменном значении диафрагмы, влиять на передачу формы объекта вплоть до её искажений, самым широким образом управлять перспективой, подчёркивать положения главной изобразительной части сюжета, производить порой почти фантастические изменения точки зрения на сложнейшие сюжеты вроде протяжённых интерьеров. Работа с подвижками - это целая наука, теорию которой можно найти в специальных руководствах (например, той же фирмы Smar или прекрасной книге "The Studio Life" (Library of Photography, 1971), а практику освоить, лишь повозившись с такими камерами на деле.

Хотя все богатство подвижек принципиально недоступно малоформатным камерам, некоторые из них столь существенны, что конструкторы попытались обеспечить ими фотографов за счёт создания специальной группы объективов. Она получила название TS или PC (Tilt-Shift, Perspective Control). У разных фирм они снабжены разным количеством возможностей, но всегда относятся к высококачественной, а потому и дорогой оптике, значительно облегчающей работу фотографов при съёмке многих сложных сюжетов. В первую очередь это архитектура, натюрморт, съёмка помещений, рекламная фотография. В силу особенностей конструкции все они не автофокусные, а, исходя из задач съёмки, обычно относятся к широкоугольникам, хотя последнее не обязательно. Принцип их действия довольно прост' оптическая схема такова, что делает поле качественного изображения существенно больше площади кадра, что позволяет сдвигать кадр в пределах этого поля за счёт перемещения или наклона объектива относительно плоскости плёнки. Такой объектив мог бы покрыть кадр 6x6 см и даже больше, но используется с его ухищрениями лишь для малоформатного кадра 24x36 мм. Неудивительно, что с учётом механической сложности оправы, содержащей подчас не одно микрометрической точности перемещение, стоимость такого объектива приближается к цене камеры (порядка тысячи долларов).

Вообще говоря, заявлять, что такие объективы что-либо исправляют, не совсем правильно Скорее они позволяют перестроить сюжет в соответствии с привычным нам восприятием, так как человеческое зрение отнюдь не исчерпывается чистыми законами геометрической оптики, а включает психологическую обработку в мозгу. Вот наиболее частый, почти стандартный пример, являющийся, кстати, и наиболее частым случаем применений TS-объективов в практической съёмке.

Если вы рассматриваете вблизи высокое здание, приходится задирать голову кверху, осматривая его частями, но при этом его вертикальные стены все равно остаются в вашем сознании вертикальными. Но когда вы пытаетесь сфотографировать это здание целиком, не имея возможности отойти подальше и для этого наклоняете камеру вверх, на снимке здание окажется "падающим", хотя геометрическое построение изображения глазом и объективом одинаково. "Падающие" вертикали иногда удаётся исправить наклоном фотобумаги при печати снимка, но гораздо удобнее, грамотнее и качественнее добиться этого уже при съёмке, отказавшись от наклона камеры и сохранив ее горизонтальное положение. А чтобы в кадр здание вошло целиком, достаточно передвинуть объектив вверх, что и предусмотрено соответствующей подвижкой.

Ещё одна полезная возможность у объективов с наклоном оптической оси (обычно в пределах 8-10°) - расширение глубины резко изображаемого пространства не за счет изменения диафрагмы. Вернее, такая подвижка позволяет двигать зону резкости по кадру и в сочетании с установкой подходящей дистанции и диафрагмы создаёт невозможную при обычной съёмке глубину, когда резко передается и цветок, растущий почти у самой камеры, и расположенная на горизонте церковь.

Выбор Shift-оптики невелик, так как второстепенные фирмы ее вообще не делают, а ведущие ограничивают свой ассортимент одной-двумя моделями. "Ближнее зарубежье" (киевский "Арсенал") выпускает такой объектив с байонетом Н для своих зеркальных малоформатных Киевов - это Арсат 35 мм f/2,8 (подробнее о нем см. ниже, в рубрике "Субъективная оценка"). И по количеству объективов, и по набору подвижек лидируют Canon и Nikon. У Кэнона три однотипные по возможностям модели TS-E 24 мм f/3,5 L, TS-E 45 мм f/2,8 и TS-E 90 мм f/2,8. Первый - для ландшафтных и архитектурных съёмок; он имеет переднюю полированную асферическую линзу и подвижные внутренние оптические элементы, исправляющие аберрации до кратчайшей дистанции съемки в 30 см. Второй имеет почти стандартное фокусное расстояние и пригоден в первую очередь для съёмки натюрмортов и пейзажей, фокусируясь от 40 см  По словам фирмы, это очень многообещающий объектив, который заметно расширяет изобразительные возможности и успешно заменяет в работе профессионала обычную оптику. Третий - первый и пока единственный в мире телеобъектив с контролем перспективы и зон резкости, очень удобен для студийных натюрмортов или творческой портретной съемки с активным влиянием на передачу второстепенных планов. Выдающееся качество изображения и фокусировка от 0,5 м позволяет проводить почти макрофотографические работы с объектами величиной с почтовую карточку.

Возможность наклонов (tilt) ограничивает зону резкости очень узкой областью, что даёт неожиданные эффекты в портретной фотографии. Подобные эффекты недоступны каким-либо иным приемам в малоформатной фотографии. Найденное решение (по-видимому, еще не до конца оценённое нашими фотографами) оказалось настолько эффективным, что его почти в точности полгода назад повторил Никон. Новый PC Micro-Nikkor 85 мм f/2,8 D прямо рассчитан на съёмку в макродиапазоне вплоть до масштаба 1:2. Это Macro дополнено сдвигом - поворотом (+/-12,4 мм, +/-8,3°), причём наличие того и другого в продукции Никон появилось впервые. Два других Shift'a от Никона - это PC Nikkor 28 мм f/3,5 и PC Nikkor 35 мм f/2,8. Оба имеют сдвиг на 11 мм, дополняемый возможностью поворота всей подвижной системы на 360°. Иными словами, направление сдвига может быть изменено вверх, вниз, вправо, влево и в любых промежуточных "наклонных" положениях с фиксацией через 30°. Таким же поворотом на +/-90° снабжён и первый Tilt-Shift, что позволяет управлять перспективой в любом направлении. Как уже говорилось, все эти объективы не имеют автофокусировки, да и управление диафрагмой у них отнюдь не автоматическое. В первом стоит собственный репетир - нажал на кнопку - установилось рабочее значение, нажал второй раз - диафрагма открылась. Два вторых в этом смысле ещё более консервативны: одним кольцом предварительно фиксируется рабочее значение, а реально устанавливается оно поворотом другого кольца до упора. Такая не очень оперативная система имела хождение и в отечественных объективах лет двадцать-тридцать назад.

У других фирм выбор TS еще беднее. У Контакса это PC Distagon T* 35 мм f/2,8 с плавающими элементами и фокусировкой от 30 см, сдвиг на 10 мм, поворот на 90°. У Пентакса - это SMC Shift 28 мм f/3,5, хотя фирма предлагает и еще более редкий вариант для широкопленочного Pentax 67 - 75 мм f/4,5 (фокусировка от 0,7 м) Но в широком формате это случай, пожалуй, уникальный.

Фирма Hasselblad пошла, например, по другому пути. Сначала ею предлагался телеконвертер, увеличивающий фокусное расстояние объективов в 1,4 раза (Zeiss PC-Mutar 1,4х Shift Converter) и имеющий сдвиг для исправления искажений по вертикали в пределах 8-16 мм в зависимости от объектива. Он был пригоден для всех объективов от 40 до 100 мм, но требовал для спуска затвора двойного спускового тросика Затем были созданы два "гибких корпуса" (Flexbody и Arcbody) - по сути дела - меха с возможностью значительных подвижек, с одной стороны которых крепится объектив, а с другой - один из стандартных пленочных магазинов Flexbody - чисто механическая конструкция со сдвигом задней стенки +/-14 мм и ее наклоном до 28° для всех объективов типа CF (с центральным затвором) Arcbody -более стабильная рамочная система со сдвигом до 28 мм и наклоном до 15° для объективов с фокусом 35, 45 и 75 мм Фокусировочные экраны могут быть сменными, а цена этих гибких корпусов сравнима с ценой обычного Хассельблада ($2500-3000).

У Shift-объективов есть и еще одна малоизвестная область применения -создание точно стыкующихся высококачественных фотографических панорам, смонтированных из отдельных последовательных снимков Но даже если вы не снимаете панорамы, дополнительные возможности этой группы оптики весьма впечатляющи, тем более что такие объективы с успехом могут работать и в качестве обычных широкоугольников, если не пользоваться всеми этими подвижками.

Заключение

Конечно, большинство представителей "спецназ"- оптики весьма и весьма недешевы. За исключением очень популярных среди фотографов макрообъективов, долларовая цена других представителей оптики специального назначения часто выражается четырехзначным числом. Однако, как мы уже писали вначале, для получения безукоризненного с технической точки зрения снимка необходимо использовать соответствующую сюжету оптику. И если вам предстоит снимать архитектуру - тилт-шифт будет для вас не дорогой игрушкой сомнительной целесообразности, а рабочим инструментом.

Есть и еще одно соображение, адресованное, скорее, к торгующим организациям. Специальные съемки редко занимают у фотографа-профессионала все его рабочее время, необходимость в специальном объективе часто возникает спорадически. У обычного же фотолюбителя часто возникает желание попробовать свои силы и сфотографировать что-нибудь этакое чем-нибудь еще более "этаким". Однако вкладывать тысячи долларов в удовлетворение разовых потребностей или случайных прихотей неразумно, нерационально, да и просто не по карману большинству фотографов.

ФОТОМАГАЗИН берет на себя обязательство рассказать со своих страниц о той фирме, которая поможет России стать еще более цивилизованной страной и откроет, пользуясь старой советской терминологией, пункт проката (а лучше - сеть таких пунктов) объективов специального назначения, где за разумную посуточную оплату профессионалы и любители смогут брать на нужное им время требующиеся объективы - нокты, "сверхвыпуклые" "рыбийглазы", шифты и прочие достижения фотоконструкторской мысли...